Страницы истории российской парфюмерии: Новая Заря — парфюмерия, новая, заря, парфюм, одеколон, фабрика, франция, француз, Генрих, Брокар, красная, москв

Страницы истории российской парфюмерии: Новая Заря - парфюмерия, новая, заря, парфюм, одеколон, фабрика, франция, француз, Генрих, Брокар, красная, москв

Отечественная парфюмерия имеет свою многолетнюю историю. И конечно же, начало российской парфюмерной промышленности положил француз. Имя ему — Генрих Брокар (Henri Brocard). Этот известный французский парфюмер прибыл в Россию в 1861 году, а в 1864 году основал в Москве фабрику, известную и поныне под названием «Новая заря». В конце XIX века эта фабрика была самой крупной в Европе!

Страницы истории российской парфюмерии: Новая Заря - парфюмерия, новая, заря, парфюм, одеколон, фабрика, франция, француз, Генрих, Брокар, красная, москв

Отечественная парфюмерия имеет свою многолетнюю историю. И конечно же, начало российской парфюмерной промышленности положил француз. Имя ему — Генрих Брокар (Henri Brocard). Этот известный французский парфюмер прибыл в Россию в 1861 году, а в 1864 году основал в Москве фабрику, известную и поныне под названием «Новая заря». В конце XIX века эта фабрика была самой крупной в Европе!

Брокар происходил из парфюмерной . Его отец, Атанас (Atanas), владел парфюмерной фабрикой и имел собственный магазинчик на Елисейских полях в Париже. Однако бизнес Атанаса не имел большого успеха – слишком сильна была конкуренция в Париже того времени. Позже ему пришлось переехать в Соединенные Штаты, чтобы уже там попытать счастья на поприще. Однако и там его ждал провал, и Атанас вернулся на Родину.

Сын Атанаса Генрих оказался куда более удачлив. В истории этого успеха, как всегда, «шерше ля фам», или . Многим в своей работе Герних Брокар обязан своей супруге – Шарлотте Рив (Sharlotte Reve) – бельгийка по происхождению, родившаяся в России и получившая образование в Москве, она была очень хорошо знакома с нашей культурой. Валентин Пикуль в рассказе «Душистая симфония жизни» пишет: «Брокары открыли второй магазин на Биржевой площади, и тут пришлось звать полицию, ибо громадная толпа угрожала разрушить двери и разбить витрины, чтобы проломиться до прилавка. Дело в том, что Шарлотта Андреевна придумала небывалый сюрприз. Всего за один рубль продавались «наборы»: в элегантной коробке были уложены сразу десять парфюмерных изделий с одинаковыми (духи, одеколон, пудра, кремы, саше, помады и прочее). Успели продать только две тысячи «наборов», после чего полиция, вся в запарке, велела закрыть магазин, не в силах справиться с напиравшей толпой».

Однако сперва на фабрике, открытой Брокаром в России, выпускали вовсе не парфюмы, а… парфюмированное . В то время мыло было дефицитом. Мыло Брокара имело необычную форму, например, шарообразную или с напечатанными русскими буквами – для детей. Затем для общественности был установлен фонтан из одеколона, в который любой человек мог бесплатно окунуть платок – так было положено начало грандиозному успеху Империи Брокара. Духи «Новой зари» были отменного качества и поставлялись на продажу во многие страны Европы. К сожалению, революция 1917 года положила конец Империи Брокара, но его фабрика, знаменитая «Новая заря», продолжала и продолжает существовать. Правда, некоторое время она носила название «Государственный мыловаренный завод № 5».

Самым знаменитым детищем Брокара стал парфюм «Любимый букет Императрицы», вышедший в свет в 1913 году. В наши дни он известен под названием «Красная Москва». Эти духи были созданы специально для Великой Княгини Марии Александровны – последней русской Императрицы. Однако, хотя «Красная Москва» и подается, как тот самый , есть мнение, что это не совсем так. Дело в том, что кроме Брокара никто не знал точного состава «Букета», и после его смерти точный аналог так и не был найден – Генрих унес его с собой в могилу.

Сейчас «Новая заря» успешно конкурирует с иноземными парфюмерными компаниями. При том, что ароматы «Новой зари» сохраняют отменное качество, продаются они по совершенно «копеечным» ценам.

Однако в каждой бочке меда всегда найдется ложка дегтя. Многие сегодняшние парфюмы «Новой зари» повторяют либо ароматом, либо флаконом известные иностранные парфюмы. Очевидно, такие совпадения не являются случайностью. Например, «Зеленый чай» Новой зари очень похож на “Green Tea” от Elizabeth Arden. А вот «Белый чай» отсылает нас прямиком к “Au The Blanc” от Bvlgari. «Нежный мускус» (кстати, великолепный аромат из замечательной серии «Волшебство Пачули», «Золотая амбра» и «Нежный мускус») напоминает “Musk Kublai Khan” от Serge Luten. «Кузнецкий мост» является клоном знаменитого “Climat”. В «Красном маке» легко можно узнать “Flower by Kenzo”. А в «Белом ирисе» лично мне слышится “Anais Anais” от Cacharel. И так далее, и так далее…

Думаю, у каждого знакомого с парфюмерией человека могут возникнуть свои собственные ассоциации. Однако все эти сравнения вовсе не умаляют качества парфюмерии «Новой зари» — ароматы отменные! Возможно, многим людям будет по карману купить именно эти отечественные аналоги зарубежных парфюмов, если цены на импортную парфюмерию кажутся слишком высокими.

Наверняка многие уже обратили внимание на рекламные щиты на улицах Москвы, на которых рекламируется магазин парфюмерии “Nouvelle Etoile”. Это не что иное, как наша старая знакомая «Новая заря», только по-французски, в русско-французском проекте. Над ароматами «Новой зари» продолжают трудиться не только российские, но и французские профессионалы. А это значит, что обмен парфюмерным опытом между нашими двумя странами продолжается. Будем надеяться, что это сотрудничество не сильно скажется на ценах давно полюбившихся парфюмов.




Ссылка на основную публикацию